Жители небольших отдаленных городков могут не понять сути вопроса, но каждый, кто хоть раз проехал в маршрутке крупного города, наверняка задумаются о новом для россиян явлении -безналичной оплате проезда. Оснащение общественного транспорта терминалами не сделали его удобнее и просторнее, и каждый раз, попадая в час пик в маршрутку, слышны фразы «передайте за проезд». Только теперь с задних площадок передают не мелочь, а банковские карты доверчивых пассажиров.

Проблема общественного транспорта была, есть и будет, но, когда порядок оплаты расширился безналичными списаниями, законы здравой логики и финансовой безопасности остаются где-то за пределами переполненного автобуса.

Кто виноват или Доверчивым гражданам посвящается

Радость от попадания внутрь маршрутки омрачается давкой и невозможностью пробиться к валидатору для оплаты проезда. Устройства для безналичных списаний находятся впереди и доступны только пассажирам, которые будут выходить из передних дверей. Остальным пассажирам приходится решать – стать вынужденным «зайцем» или просить соседей «по несчастью» передать деньги. Теперь остается только надеяться на порядочность граждан, участвующих в цепочке передачи.

Проблема в том, что далеко не все граждане порядочны. Передавая на оплату карточку, нужно понимать, что теперь реквизиты пластика становятся доступными всем участникам цепочки. Пока карта путешествует по салону, несколько минут платежными реквизитами могут пользоваться все, кто угодно, включая мошенников.

Решаясь передать пластик в маршрутке, нужно учитывать 2 опасности:

  1. Злоумышленник успеет сфотографировать пластик, переписать реквизиты, включая код-безопасности на обороте, чтобы в дальнейшем оплатить чужими деньгами заказы в магазинах онлайн. Банки утверждают, что безопасность гарантируется подтверждающим смс-паролем, забывая предупредить, что многие интернет-платформы разрешают оплату без подтверждения, если сумма не превышает 1 тысячи рублей. Ничего не стоит за 5-10 минут провести с десяток подготовленных платежей, пока владелец карточки не сообразит, что остался без средств. Недоумевающие жертвы обращаются к эмитенту за разъяснениями, почему списали деньги, не учитывая, что сами передавали карту посторонним лицам.
  2. Возврат карточки не гарантирован. В автобусе находятся десятки пассажиров, каждый из которых может получить при желании доступ к платежному инструменту. Заполучив карточку, мошенник спокойно выходит на следующей остановке, оставив в отъезжающем автобусе несчастную жертву доверчивости.

Не стоит исключать и третий вариант – когда мошенник успевает оплатить в маршрутке несколько платежей, а затем возвращает карточку в цепочку. Пока пластик вернется к своему владельцу, на ней, скорее всего, ничего не останется.

Что делать, чтобы безопасно проехать в автобусе?

Независимо о места нахождения, плательщик не должен забывать о правилах безопасной работы с карточкой. Чтобы не винить потом банк в несанкционированных списаниях с карточки, необходимо:

  • не передавать пластик в руки посторонним гражданам, особенно с бесконтактной формой оплаты;
  • вспомнить о традиционном способе оплаты, используемом со времен возникновения общественного транспорта – наличные для проезда проверяют в кошельке до захода в транспорт;
  • компромиссный вариант – оплата транспортной картой, потеря которой не повлечет потери всех накоплений граждан.

Если нет наличных и транспортной карты, остается вариант входа в маршрутку в передние двери, чтобы иметь возможность дотянуться до валидатора самостоятельно. Если предстоит оплачивать пластиком, не время думать о комфортном проезде на задних площадках.

Источник

0